Работа с родителями



Тренинг для родителей
«Влияние родительских установок на развитие детей».
Мини лекция:
    Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
      В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
     В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 4-5 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
    Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
     Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Как часто вы говорите детям:
•          Я сейчас занят(а)…
•          Посмотри, что ты натворил!!!
•          Как всегда неправильно!
•          Когда же ты научишься!
     Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
•          Ты самый любимый!
•          Ты очень многое можешь!
•          Что бы мы без тебя делали?!
•          Иди ко мне!
•          Расскажи мне, что с тобой…
   Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.
Тест "Какие мы родители?"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам "отделываться" от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу"?
Ключ к тесту
За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ "иногда" и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.
И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как  ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.
Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?
Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
 В конце встречи была проведена психологическая игра  «Дерево жизни».
Которая позволила родителям в практической деятельности понять насколько губительными для детской психики могут быть негативные установки.

 Семинар-практикум детско-родительских отношений
на тему: «Почему ребенок ведет себя плохо?

Цель: Повышение педагогической и психологической компетенции родителей.
Задачи:
1. Выяснить отношение родителей к своему ребенку.
2. Познакомить с причинами проявления негативных эмоций у детей, взрослых.
3. Подчеркнуть важность формирования положительного отношение к себе как основы психологического здоровья ребенка.
Оборудование: мяч, мягкие игрушки, схема «Кувшин эмоций», список высказываний на красных и синих карточках,
Этапы занятия:
1. Организационный этап.
Представление. Приветствие и установка на работу. Ожидания.
Установка на работу:
Добрый вечер, сегодня мы вновь поговорим о наших детях. Тема нашей встречи излишняя детская эмоциональность, агрессивность, мы рассмотрим с вами варианты поведения детей в конфликтной ситуации, попробуем найти тот способ, которым не овладел ещё ваш ребенок. Надеюсь, встреча пройдет с пользой для всех, и каждый из вас возьмет для себя в свою педагогическую, родительскую копилку наиболее важный и правильный метод воспитания.
Игра «Мяч по кругу»
Цель: Вербализация ожиданий от встречи, каждым участником.
2.Основной этап.
Игра «Ассоциация»
Цель: диагностическое упражнение с целью выявить отношение родителей к своему ребенку через проекцию своего отношения к ребенку на игрушку. Предлагаю из предложенных детских игрушек выбрать ту игрушку, которая ассоциируется с вашим сыном, дочерью, внуком…. Игрушку, которая чем- либо напоминает вам вашего ребенка.
Вопрос: Почему вы выбрали именно эту игрушку? Чем именно напоминает игрушка вашего ребенка?
Упражнение «Выбор фразы»
Карточки синего цвета. «Выберите одну проблему, один негативный момент в поведении вашего ребенка то, что вас беспокоит, волнует в сыне или дочери»
Цель: анализ фраз, уточнения проблем родителей в воспитании детей.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», обвиняют, в их поступках видят злой умысел. Но на самом деле это особо чувствительные,
легкоранимые дети. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо сильнее, чем дети более устойчивые. Следовательно, «трудный» ребенок нуждается, прежде всего, в помощи, а не в критике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в эмоциональной сфере.
        Психологи выделяют четыре основные причины нарушения поведения детей:
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания для нормального развития, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители при этом делают замечания, отвлекаются от своих дел, тем самым, уделяя ребенку хоть и не очень приятное, но внимание.
2.Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной власти и опеки родителей. Уже двухлетний малыш предъявляет требования «Я сам», которое сохраняется в течение всего детства, особенно усиливаясь в подростковом возрасте. Если ваши замечания слишком категоричны, резки и не всегда справедливы, ребенок начинает восставать.
3.Желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на своих родителей. Особенно это ярко выражено, если ребенок отлучен от семьи: его воспитанием больше занимается бабушка, или родители больше внимания уделяют младшим детям, или если мать разошлась с отцом. В глубине души ребенок страдает, его захлестывает обида, но он выражает свой протест непослушанием, дерзостью.
4.Потеря веры в собственный успех.
Случается, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-либо одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Школьные неуспехи, не сложившиеся отношения с одноклассниками могут привести к запущенной учебе и к вызывающему поведению дома. У такого ребенка низкая самооценка. Накопив горький опыт критики в свой адрес, неудач, он теряет уверенность в себе, приходит к выводу, что у него ничего не получится, нечего и стараться, а внешне показывает, что ему все равно.
        Всякое серьезное нарушение – это крик о помощи. И вы можете ее оказать лишь вникнув в глубинную причину непослушания.
Рассматривание плаката с изображением «Кувшина эмоций» Ю. Б. Гиппенрейтер.
Цель: анализ причин негативного поведения ребенка. Что наши дети хотят нам этим сказать.
Рассмотрим истоки, причины негативного поведения человека, ребенка. Представим наши эмоции в виде кувшина.
Гнев, Злоба. Агрессия – эти чувства находятся в первом слое нашего кувшина эмоций и можно назвать их разрушительными, так как они разрушают и самого человека: его психику, здоровье, а также и взаимоотношения с окружающими с другими людьми.
У детей эти разрушительные эмоции проявляются во внешнем поведении: обзывание, оскорбление, ссоры и драки, наказания, действия «назло» и т. д.
Отчего возникает гнев? Гнев – чувство вторичное, и происходит оно от переживаний совсем другого рода, таких как боль, обида, страх.
Например: ребенок потерялся в большом магазине. Ребенка приводит милиционер. Мать встречает ребенка гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые, страх и беспокойство за малыша.
Боль, обида, страх, досада находятся во втором слое кувшина эмоций и являются причиной этих разрушительных эмоций. Все они страдательные. В них присутствует в большей или меньшей мере доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из боязни унизиться, показаться слабым… иногда же человек и сам не очень осознает («Просто зол, а почему - не знаю? ») Скрывать чувства и эмоции нас еще учат с детства. Отец наставляет сына: «не реви, лучше научись давать сдачи! »
Этот «безобидный» на первый взгляд, совет - начало пути по которому, если идти без оглядки, можно дойти до принципа «око за око»
Отчего возникают страдательные чувства? Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.
Каждый человек независимо от возраста нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т. п. -это органические, физиологические потребности.
Но существуют и потребности связанные с общением. А в широком смысле слова – с жизнью человека.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, уважали. Чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе. Чтобы он мог себя реализовывать, реализовывать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Если в стране нет экономического кризиса и войны, то в среднем органические потребности удовлетворяются. А вот перечисленные потребности всегда находятся в зоне риска!
Предположим человеку крупно не везет: одна неудача за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть в самоуважении. Может возникнуть стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».
И так стоит дело с любым негативным переживанием: за ним всегда найдем, какую-нибудь не реализованную потребность.
Что лежит ниже слоя потребностей?
При встрече спрашиваем как дела? Ты счастлив? Ответы: «Ты же знаешь я невезучий» или «У меня все хорошо - я в порядке! ». Ответы отражают переживания о самом себе, отношение к самому себе. Оптимист или пессимист.
То есть лежит переживание себя, восприятие себя, самооценка. Дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и взрослыми, менее успешны потом во взрослой с жизни.
Самооценка закладывается в раннем возрасте и зависит от того как родители общаются с ребенком, как относятся к его недостаткам, промахам.
Общий закон прост в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; и рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Он ждет от нас подтверждения того что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами. Все это базисные стремления ребенка и вообще всякого взрослого человека.
Упражнение «Выбор фразы»
Карточки красного цвета.
«Подберите к карточке синего цвета, карточку красного цвета, на которой, как вам кажется выражено то, что хотел вам своим поведением сказать ребенок».
Цель: анализ каждой фразы, в зависимости от потребности ребенка.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов работы на семинаре-практикуме.
Упражнение «Комплимент»
Поблагодарить одним предложением любого участника группы, за работу, полученный ответ на вопрос, открытие… и т. д.
Цель: развитие родительского самоанализа, рефлексия.
         Любите детей, будьте вежливы с ними.
    Они в любом возрасте очень ранимы.

В  КОНЦЕ СОБРАНИЯ ДАТЬ ПРОСМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМ «Рай в шалаше» (о неправильном воспитании детей).




Комментариев нет:

Отправить комментарий