Картотеки игр



МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО КОНТРАСТУ
С НАПРЯЖЕНИЕМ

1–й этап: Упражнения на освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук.
2 –й этап: Упражнения на расслабление мышц ног.
3–й этап: Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса.
4–й этап: Упражнения на расслабление мышц живота.
5 –й этап: Упражнение на расслабление мышц шеи
6–й этап: Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти).
Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребёнка, для снятия накопившейся усталости и напряжения

«ПОЗА ПОКОЯ» МР-1

ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук.

ХОД: Сесть ближе к краю стула (лечь на ковер), опереться на спинку, руки свободно положить на колени ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляются движенье,
Исчезает напряженье...
И становится приятно -
     Расслабление приятно!


«КУЛАЧКИ» МР-2

ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук.

ХОД: Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно­-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Haм неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - выдох!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты (сжать пальцы),
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.
Знайте, девочки и мальчики,
   Отдыхают ваши пальчики.
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются!
 (повторить 3 раза.)



«ОЛЕНИ» МР-3

ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук.

ХОД: Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их не колени. Расслабили руки. Спокойно Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам навстречу!     
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
(Взрослый легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.)
Знайте, девочки и мальчики,
   Отдыхают ваши пальчики.
   Дышится легко... ровно... глубоко...
(повторить 3 раза.)

«ИГРА С ПЕСКОМ» МР-4

ЦЕЛЬ: напряжение и расслабление мышц рук.

ХОД:  Набрать в руки воображаемый песок
(на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на вы­дохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уро­нить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2—3 раза.


«ЗАГОРАЕМ» МР-5

ЦЕЛЬ: расслабление мышц ног.

ХОД: Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим... Ноги напряглись. (Взрослый подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я - вдох - выдох...
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загорели! Опускаем!
(Ноги резко опустить на пол)
Ноги не напряжены
И расслаблены...
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

«ПРУЖИНКИ» МР-6

ЦЕЛЬ: расслабление мышц ног.

ХОД: Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимают вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох - выдох (два раза).
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок - отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги расслабляются, (Расслабить мышцы ног.)
Отдохнуть стараются.
    Дышится легко... ровно... глубоко...
(повторить 3 раза.)


«КОРАБЛИК» МР-7

ЦЕЛЬ: расслабление мышц рук, ног и корпуса.

ХОД: Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу - прижмем к полу правую ногу, (правая нога напряжена, левая - расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону, и - прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога, правая нога расслаблена). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
-        «А теперь сядьте и слушайте», - говорит взрослый. Медленно, спокойно.
Снова руки на колени,
А теперь - немного лени...
Напряжение улетело -
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко... ровно... глубоко...


«ШТАНГА» МР-8

ЦЕЛЬ: расслабление мышц рук, ног и корпуса.

ХОД: Будем заниматься спортом. Встать. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми ее. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряженны, отдыхают. Легко дышится. Вдох - выдох!
Мы готовимся к рекорду
Будем заниматься спортом (наклониться вперед)
Штангу с пола поднимаем... (распрямиться)
Крепко держим....
(взрослый прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление)
- И бросаем!
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно –
Расслабление – приятно!
(упражнение повторяется 3 раза)


                        «НАСОС И МЯЧ» МР-9
(для детей 6—7 лет)

ЦЕЛЬ: расслабление мышц рук, корпуса, шеи.
ХОД:  Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусог­нутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» вы­прямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со зву­ком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями.

«ПЕТРУШКА ПРЫГАЕТ» МР-10
(для детей 4—5 лет)


ЦЕЛЬ: расслабление мышц рук, корпуса, шеи.

ХОД: Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко пры­гает.
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной го­ловой.
Выразительные движения. Ноги согнуты в коле­нях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.
Этюд сопровождается  музыкой
Д.  Кабалевского  «Клоуны».



«ШАРИК» МР-11

ЦЕЛЬ: расслабление мышц живота.

ХОД: Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох - выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко... ровно... глубоко...


«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА» МР-12

ЦЕЛЬ:  расслабление мышц шеи
1) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как
каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох - выдох!
Любопытная Варвара
Смотрит влево...
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена.
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
2) Теперь поднимите голову верх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно
дышится. Вдох - выдох!
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена.
3) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох - выдох!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена.

«СТУЛЬЧИК» МР-13

ЦЕЛЬ: расслабление мышц живота.

ХОД: Ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садиться, как будто на стульчик. При подъеме мышцы живота напрягаются, а когда он садится, они расслабляются. Хорошо приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

«КОШЕЧКИ УМЫВАЮТСЯ» МР-14

ЦЕЛЬ:   самомассаж лица и шеи.

ХОД:
Разотрем ладошки,
Согреем их немножко,
(Потереть ладони одну о другую.)
И теплыми ладошками
Умоемся как кошки.
(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(Пальцами провести от середины лба к вискам.)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.
(Пальцами легко постукивать по ще­кам.)





 «ЛИЦО ЗАГОРАЕТ» МР-15

ЦЕЛЬ:  напряжение и расслабление мышц лица

 ХОД:  Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).  Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз.


«РОТ НА ЗАМОЧЕК» МР-16

ЦЕЛЬ:  Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти).

ХОД: Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно - сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряженными они стали.

«ЛЯГУШКИ» МР-17

ЦЕЛЬ:  Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти).

ХОД: Губы вытягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место.
Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну - перетяну
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И расслаблены.


«ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ» МР-18
(для детей 4—5 лет)

ЦЕЛЬ: расслабление мышц рук и корпуса.

ХОД: 
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.


«ХОБОТОК» МР-19

ЦЕЛЬ:  Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти).

ХОД: Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «У»). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И расслаблены.

«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» МР-20
 (для детей 5—6лет)

ЦЕЛЬ: расслабление, релаксация.

ХОД: Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.
Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».
Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.


«КАЖДЫЙ СПИТ» МР-21
(для детей 5—6 лет)

ЦЕЛЬ: расслабление мышц рук.

ХОД:  В зал входит ведущий и видит...
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот, как вкопанный, сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
(В. А. Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.


 «СПЯЩИЙ КОТЁНОК» МР-22
 (для детей 3—4 лет)

ЦЕЛЬ: расслабление.

ХОД:  Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на ков­рик и засыпает. У котенка мерно поднимается, и опускается жи­вотик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).


«ФЕЯ СНА» МР-23
(для детей 5—6 лет)

ЦЕЛЬ: расслабление.

ХОД:  Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно боль­шом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная»
К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закры­вает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их вол­шебной палочкой... Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.


«ОБЩАЯ РЕЛАКСАЦИЯ» МР-24

ЦЕЛЬ: релаксация, развитие дыхания.

ХОД:
Ресницы опускаются...
Глаза закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... (2 раза.)
Сном волшебным засыпаем...
Наши руки отдыхают...
Тяжелеют, засыпают... (2 раза.)
Шея не напряжена,
А расслаблена она...
Губы чуть приоткрываются...
Так приятно расслабляются. (2 раза.)
Дышится легко... ровно... глубоко...
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем...

Упражнение - релаксация «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» МР-25

Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание  упражнения: Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в пре­красный летний день. Прямо перед собой вы видите великолеп­ную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и граци­озны. Теперь пусть каждый вообразит, что он - бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши кры­лья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотри­те, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый кра­сивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощу­щениях».
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

Упражнение – релаксация
 «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ» МР-26

Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание  упражнения: Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушай­те мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в сто­роны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Пред­ставьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воз­дух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением паре­ния в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хо­рошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощу­щение полета, которое сохранится на весь день».

Упражнение – релаксация
«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ» МР-27

Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание  упражнения: Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам прият­но, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на обла­ка - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над зем­лей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь на­встречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень ше­велиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше обла­ко вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбае­тесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

Упражнение – релаксация «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС» МР-28

Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание  упражнения: Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, прися­дем на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доно­сит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».


Упражнение - релаксация «ТИХОЕ ОЗЕРО» МР-29

Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание  упражнения: Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабь­тесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувство­вать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечи­ка. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и про­зрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокой­ными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы от­дыхаете...А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хо­рошо отдохнули,у нас бодрое настроение,и приятные ощуще­ния не покинут нас в течение всего дня».

Упражнение – релаксация
«ОТДЫХ НА МОРЕ» МР-30

Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения: Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушай­те мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теп­лое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливы­ми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и све­жего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Упражнение   - релаксация
«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» МР-31
Цель: релаксация, развитие дыхания, воображения. Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки.
Описание упражнения: Дети сидят на стульчиках. Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслаб­ленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.
Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш жи­вот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем боль­ше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из ша­рика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хо­рошим настроением».




«МАЙСКИЕ ЖУКИ» МР-32

ИСТОЧНИК:
ВОЗРАСТ: с 3-х лет
ЦЕЛЬ: Снятие эмоционального на-пряжения, обучение методам расслабления
ХОД: Дети становятся майскими жуками. Под слова ведущего, дети выполняют различные движения.
На полянке, у реки,
Летают майские жуки.
Падают, устали!
На спинке полежали.
Ножками болтают.
Затихли. Отдыхают.
Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.
Упражнение можно повторить 2-3 раза в зависимости от желания детей.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» МР-33

ИСТОЧНИК:
ВОЗРАСТ: с 4-х лет
ЦЕЛЬ: Снятие эмоционального на-пряжения, обучение методам расслабления
ХОД: Дети становятся мыльными пузырями. Под слова ведущего, имитирующего выдувание мыльных пузырей, дети выполняют различные движения.
Осторожно пузыри!
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
И лопаются!
Мыльные пузыри лопаются (хлопок в ладоши). Дети падают на ковер, расслабляются, некоторое время отдыхают.
Упражнение можно повторить 2-3 раза в зависимости от желания детей.

«Тихий час для мышат»
МР-34

ИСТОЧНИК: Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Первушина И.М. «Тропинка к своему Я». – М.: Генезис 2005
ЦЕЛЬ: Обучение приемам расслабления
ВОЗРАСТ:  3-4 года
ХОД: Ведущий предлагает детям  превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусоч­ки сыра — обедают. Гладят свои животики — наелись. Пока­зывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для ре­лаксации.






«Мягкий мишка и твердый солдатик». МР-35

ИСТОЧНИК: Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Первушина И.М. «Тропинка к своему Я». – М.: Генезис 2005
ЦЕЛЬ: Обучение приемам расслабления
ВОЗРАСТ:  3-4 года
ХОД: Ведущий дает де­тям потрогать мягкую игрушку, а затем твердого солдатика. После этого ведущий показывает поочередно то мягкую иг­рушку, то солдатика, просит детей превращаться в них и ста­новиться то такими же мягкими, расслабленными, то тверды­ми, напряженными.



«Утро—вечер».
МР-36

ИСТОЧНИК: Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Первушина И.М. «Тропинка к своему Я». – М.: Генезис 2005
ЦЕЛЬ: Обучение приемам расслабления
ВОЗРАСТ:  3-4 года

ХОД: Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и зас­нули», — дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки про­снулись и потянулись к солнышку», — дети поднимают голо­ву и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.



Упражнение «Солнечный лучик» МР-37

Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:
— Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

коснулся глаз - откройте глаза;
коснулся лба - пошевелите бровями;
коснулся носа - наморщите нос;
коснулся губ - пошевелите губами;
коснулся подбородка - подвигайте челюстью;
коснулся плеч - приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук - потрясите руками;
коснулся ног - лягте на спину и подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставай­те, ребята.


Упражнение – релаксация комплекс «Волшебный сон» МР-38


Ведущий, читая стихи, просит детей закрыть глаза. Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.


Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
















Дети открывают глаза.
Вот так МР-39
-      Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Есть одна замечательная планета, которая носит название Земля. Она большая и круглая. На ней много лесов, морей, рек. И живут на ней люди, звери, птицы, насекомые. Так вот, на этой планете есть огромная зеленая поляна. Над этой поляной небо часто бывает синим. В небе тают птицы. Эту поляну согревает своими теплыми лучами солнце.
Однажды среди белого дня на этой поляне вдруг появился город, Откуда взялся? Может, кто и знает, но мне не известно. Все в этом городе было необыкновенным. Дома были разного цвета: красные, желтые, зе­мные, синие, фиолетовые - будто радуга оставила свой след на каждом из них, разной формы - круглые, квадратные и даже треугольные. Окна в домах были очень большими, чтобы в дом проникало много света. А еще было много дверей, и все они были открыты. Входи когда хочешь и иди куда хочешь.
А жили в этом необычном городе маленькие волшебники, похожие на вас. И на тебя, Женя, и на тебя, Вася (и т.д.). Волшебники были очень добрые и дружные. Они трудились и многое умели. А если у них то-то не получалось, они знали, что обязательно получится, пусть и не сразу. Любили волшебники играть и веселиться. То и дело слышался их веселый смех. А смеялись они вот так... (Дети ложатся на спину, бол­тают ногами, руками, хлопают себя по животу и громко смеются.)
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так... (Дети изображают печаль с помощью мимики.)
Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плака­ли вот так... (Дети изображают плач с помощью пантомимики.) Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь в кого-нибудь превращался, то они удивлялись вот так... (Дети широко открывают глаза, приоткрывают рот, произно­сят «ах».)
Сейчас мы попадем в эту страну. Закройте глаза и следите за дыхани­ем. На счет «три» вы откроете глаза и окажетесь в волшебном городе. Вдох-выдох - один, вдох-выдох - два, вдох-выдох - три. (Дети выполня­ют инструкцию.)
Откройте глаза. Мы в необычном городе. (Дети открывают глаза.)
Не успели мы попасть в этот город, как тут же превратились в боль­шущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуем ходить вот так... Дети плавно, медленно переносят тело с одной ноги на другую, шумно вдыхают, на выдохе длительно произнося звук «а».)
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон - сильное животное, и он принялся помо­гать волшебникам, поднимать тяжелые камни вот так... Он поставил устойчиво свои ноги (дети ставят ноги на ширину плеч), чуть согнул ко­лени, поднял камень передней правой ногой и с силой вытолкнул ее вверх, подавая камень наверх (имитируют движения). Затем поднял ка­мень передней левой ногой и так же подал его наверх, строителям (ими­тируют движения). Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал вот так... (Деты на выдохе длительно произносят звук «а»).
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал вот так... (Дети имитируют движения и длительно произносят звук «о».)
Слон очень разозлился. Его тело напряглось, он сжал челюсти, стал размахивать хоботом, грозно трубить, вот так... (Имитируют движе­ния и длительно произносят звук «а».)
А затем слон пошел по городу, сотрясая воздух ревом вот так... (Дети движутся, перенося массу тела с одной ноги на другую с резким поднятием рук, сжатых в кулаки, вверх; на выдохе опускают руки вниз, длительно произнося звук «а».)
Тут слон увидел газету. Он схватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части вот так... (Дети мнут газеты, топчут их, рвут.)
Затем слон завалился на спину и принялся колотить по земле ногами, мотать головой и реветь вот так... (Дети ложатся на спину, стучат по полу ногами, мотают головой, длительно произнося звук «а».)
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, расслабился, вытянувшись на земле во весь рост вот так... Дети, ло­жатся на пол, закрывают глаза, слушают текст на релаксацию.)
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают... Засыпают... (2 р.)
Напряжение улетело,
И расслаблено всё тело. (2 р.)
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы. (2 р.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (2 р.)
Дышится легко... ровно... глубоко...

Вскоре слон совсем успокоился, он лежал расслабленный. Открыв глаза, он огляделся вокруг вот так... (Дети открывают глаза, осматри­ваются по сторонам.)
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленая, в речке вода течет. И ему стало очень спокойно и уютно. А о злости напо­минали только разбросанные по земле обрывки бумаги. Давайте уберем эти остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила. (Все собира­ют обрывки газет.)

Теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза и следите за дыха­нием. На счет «три» вы откроете глаза и окажетесь в нашей комнате. Вдох-выдох - один, вдох-выдох - два, вдох-выдох - три! (Дети выполня­ют инструкцию.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий