Правила поведения взрослых в период
кризиса 3-х лет
Замечайте те позитивные изменения,
которые происходят в ребенке и в соответствии с этим меняйте прежний стиль
взаимоотношений.
Выработайте правильную линию своего
поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в
зависимости от конкретного случая их применения.
Не ругайте и не наказывайте ребенка
за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
В доме создайте такие условия, в
которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в
пределах разумного его права и обязанности.
Учитывайте потребности малыша,
организуя общение с ним.
Уважайте ребенка, но и учите его при
этом уважать других.
Проявляйте внимание к малышу:
спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» например: (шариковую ручку,
наручные часы, бусы, колечко, солдатский ремень и т.д.).
Упрямство, непослушание и негативизм
ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в
период кризиса.
Чтобы ваши объяснения были простыми
и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего
«нельзя», что «можно» — и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство
окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться
своего, во что бы то ни стало. Не говорите «да», когда необходимо твердое
«нет».
Поощрения и наказания должны быть
правильно сбалансированы. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность
детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай и т.д.). В противном
случае они утратят свой сигнальный смысл.
Не бойтесь:
проводить маленькие эксперименты,
чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;
часто произносить фразы типа: «Ты
уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам» и т.п.;
использовать форму запрета или
отказа только тогда, когда это нужно.
Если…, то…
Если желания малыша намного
превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите
детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача,
водителя…; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут
воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком — он с удовольствием будет вам
подражать.
Если ребенок не желает, есть, не
следует упрашивать его — создайте игровую ситуацию: предложите покормить
игрушку («голодного мишку», «котенка»).
Если ребенок капризничает, не
беспокойтесь о том, что подумают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку,
возьмите его за руку и отведите в сторону.
Если ребенок упрямится, убедитесь,
что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока
он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките: «Посмотри, что у меня
есть…», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда…». Ругань, шлепки не имеют
смысла.
Помните:
Истеричность и капризность требуют
зрителей — не становитесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних:
«Посмотрите, какой непослушный ребенок!» Ребенок только этого и ждет.
В любой ситуации следует проявлять
терпимость к ребенку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов
воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.
Не нужно подчеркивать свою силу и
превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем — необходимо быть
«рядом» с ним.
Материал
подготовила педагог-психолог:
Краснопольская
Елена Сергеевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий